?

Log in

No account? Create an account

Максим Красоткин

Немного о том, что меня окружает

Previous Entry Share Next Entry
Шатура- узкоколейная столица Подмосковья
krasotkin_m
Если вы любитель древней архитектуры, то в Шатуре вам делать абсолютно нечего. Этот город на востоке Подмосковья возник в 1936 году благодаря огромным залежам торфа, который хранят здешние многочисленные болота. Если бы не он, то так бы и оставался этот населенный пункт маленькой мещерской деревенькой. Застраивался город в основном после войны, так что самые старые здания- это вот такие двухэтажные домики, построенные по всей видимости для энергетиков.


Энергетики- основная профессия в городе. Шатурская ГРЭС-5, кстати, первая построенная по плану ГОЭЛРО электростанция- градообразующее предприятие. Поэтому большая часть населения работает именно здесь. Городскую энергетику подчеркивает опора ЛЭП, изображенная на гербе города. Этих опор тут очень много, настоящих и даже декоративных.


Город застроен в основном типовыми пятиэтажками и новыми кирпичными домами. Я даже не понял, где тут центр, а где окраина- все кажется одинаковым. Но что меня приятно удивило- улицы тут чистые и ухоженные.


Правда, по некоторым из них я бы не рискнул пройти вечером


Но главное, чем славится Шатура- это сетью узкоколейных железных дорог, по которым возили добытый торф. Рельсы на торфоразработках были единственной связью с цивилизацией, так как дороги на болотах прокладывать бесполезно. В память о некогда великой транспортной магистрали в одном из городских дворов поставили памятник узкоколейному паровозу- именно такие машины вывезли первые вагоны с торфом для шатурской ГРЭС.


Вот он, красавец-паровоз. Как игрушечный


К сожалению, Шатурская узкоколейка ушла в историю. В поселке Керва, сейчас микрорайоне города, было депо, откуда каждый день на торфополя уходили составы. В этом году убрали последние километры рельсов. Эти стальные огрызки- все, что осталось от Шатурской УЖД.


В само депо еще год назад попасть было нельзя- на дверях висел большой амбарный замок. Двери закрыты и сейчас, но в воротах, откуда выезжали тепловозы зияет огромный пролом. Я не стал упускать такую возможность и залез.

Дрезина ЭСУ раньше возила рабочих. Сейчас стоит вся разобранная на вечном приколе


На грузовой платформе отдельно лежит двигатель от ЭСУ


В депо я обнаружил еще одну дверь, ведущую в темное помещение. Включил фонарь и зашел. От того, что я увидел, у меня чуть-чуть выступила слеза. В депо оставили тружеников торфополей- два тепловоза ТУ-4. Много лет они верой и правдой служили людям, были рабочими лошадками, каждый день на них вывозили тонны торфа, а потом просто бросили и наверняка скоро порежут в металлолом.




В кабине одного из тепловозов я нашел упаковку валидола и плюшевую обезьянку. Видимо машинист брал ее с собой в рейс как талисман.


Перед депо одиноко стоят два снегоочистителя, с одного из низ сняли металлические листы плуга, которые выдвигались в стороны


На задворках дожидаются своей участи вагоны. Среди них выделяется пассажирский, который когда-то хотели восстановить и катать туристов.




Бывший вокзал станции Керва сейчас заколочен


Рельсы в никуда


Несмотря на то, что УЖД больше нет, сюда все равно едут энтузиасты, чтобы запечатлеть то, что осталось от уникальной транспортной системы. Много сюда приезжает и туристов, ведь Шатура- ворота в подмосковную Мещеру- край дремучих лесов, которые манят своей красотой.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
В Шатуре был два раза проездом и оба раза вечером!! Поэтому ничего, кроме типовых пятиэтажек, автовокзала и жд вокзала не разглядел

Я там сегодня целый день ходил и тоже ничего не разглядел :) Глядеть там нечего, кроме УЖД

Эх, вам бы до Туголеса доехать! А между прочим, в конце сентября этот торфяной поселок отмечал своё 75-летие! Фасады тамошних строений выкрасили в яркие приятные цвета. Даже деревянные старинные бараки (типовые для тамошних мест: есть они и в Долгуше, и в Бакшеево) теперь смотрятся красиво и нарядно. И даже плакаты встречают заехавшего путника: "Шатурский район - край традиций и инноваций, край стабильности и процветания!". Лепота :)

Весной краска уже слезет. Надоть торопиться :)

От Туголеса у нас год назад заброска в лес была, на Пиявочное ходили. Сам поселок тогда посмотреть удалось только на бегу. Надо будет съездить основательнее туда. Спасибо

  • 1