?

Log in

No account? Create an account

Максим Красоткин

Немного о том, что меня окружает

Previous Entry Share Next Entry
В поисках подъездных путей на фабрику Рабенека
krasotkin_m
О том, что от станции Болшево к бумагокрасильной фабрике Рабенека шля узкоколейка, я узнал, когда стал интересоваться историей Королёва и окрестностей. Во многих краеведческих статьях описывается, как "с болота" на фабрику вагонетки везли торф. Это логично: фабрика должна была на чём-то работать. "Болото"- это стало быть нынешний район Торфопредприятие. А везли торф сюда. Сейчас в старом производственном корпусе располагается ДК


А вот как описывают узкоколейку очевидцы тех событий. Этот отрывок я нашел на сайте "Королёвский краевед", а его авторы в свою очередь ссылаются на газету "Калининградская правда" от 5 июня 1990 г.: "Но вот появился хлопок. Известный на всю округу узкоколейный паровозик с чудесным названием «Вера», написанном у него на «лбу» старыми золотыми буквами, весело посвистывая, катил на фабрику вагонетки не только с торфом с болота, но теперь и с хлопком со станции «Болшево». Рабочие-поденщики перегружали тюки на хлопковый склад. В цехах приводили в порядок, проверяли, регулировали машины". Но где проходила эта УЖД? Логично предположить, что по насыпи нынешней фрязинской ветки. Остановка "Пост Болшево" появилась в 1896 году как раз для снабжения фабрики топливом. На Ретромэпсе открываем карту 1927 года (она подетальнее остальных и там ещё нет ответвления на Ивантеевку- оно в 1931 г. появится) и видим: правда, от Болшево идёт ветка, заканчивающаяся в районе фабрики "змеиным языком". Смею предположить, что это и есть тот самый подъездной путь


Эта же ветка на карте 1968 года (кстати, прекрасно откалиброванной, совпадающей со спутниковыми снимками). Только тут мы видим, что левый ус уходит на Ивантеевку, а правый на фабрику


Примечательно, что на дореволюционных картах этот участок нигде не отмечен. Может подъездные пути картографы тех лет считали незначительной деталью, хотя странно. Внимательно разглядывая карту 1927 года я обратил внимание вот на что: вниз уходит ветка на Торфопредприятие, всё вроде верно. А что вот это за соединение с основным ходом железной дороги? Ведь Фрязинская ветка была тупиковой аж до 1967 года. Может кто подскажет?


Пора отправиться и посмотреть на месте, что осталось от подъездного пути на фабрику. Начинаем путь от платформы Болшево Фрязинского направления


Совсем недавно тут прошёл щебнеочиститель, но почему-то только до половины платформы


Идти по путям нам не обязательно. Неудобно и к тому же навигатор выдает, что по шоссе ближе. Точки я смог забить как раз благодаря хорошо откалиброванной карте 1968 года. Погрешность составила всего пару метров. Выходим на Станционную улицу: блеск и нищета. Кстати, узкоколейка до фабрики проходила по арендованной у крестьян земле. Это была основная часть дохода местных жителей


Храм Косьмы и Дамиана. 1796 год. С богатой историей и просто красивый


Но вот навигатор приводит нас на место развилки двух некогда тупиковых путей. Это в Первомайском сразу за переездом. На фабрику должен был уходить ус вправо, вот это место


Вид в обратную сторону. Виден переезд


Обходим гаражи и это просто удача- отстатки следов ответвления на фабрику. Можно подумать, что кто-то для удобства заезда положил шпалы. Но их состояние говорит о том, что именно тут и проходила узкоколейка, позже, по всей видимости, перешитая на широкую колею. Гараж стоит аккурат на пути


Вид в обратную сторону. Путь пролегал через заправку. Но тогда её не было


Идём дальше. Две фотографии сделанные в разное время. Говорят, это здание бывшей фабричной конюшни. И там много лет жили люди! Сейчас, судя по заколоченным окнам, дом расселили


Один из дореволюционных деревянных домов недавно сгорел. Хотя еще недавно я видел свет в окнах на первом этаже. Эти дома, на мой взгляд, побили все рекорды долговечности и запасы прочности, дожив до 21-го века


Идем дальше. Путь заходил на прядильную фабрику, которая неподалеку. По всей видимости, в эти ворота. Во всяком случае на карте 1968 года так


Вернемся немного назад. На фабричной ветке было небольшое путевое развитие. Вниз отходил ус как раз на красильную фабрику. Позже на части её территории будет Болшевский машиностроительный завод. Сейчас площадку занимает фирма Альфа Лаваль. На территории осталась старая труба, которая ныне используется как вышка сотовой связи


Взглянем на нашу откалиброванную карту, скорее всего путь проходил тут. Сейчас здесь ездят автомобили, а когда-то со свистом заезжал паровоз. И скорее всего, если верить карте, в эти вот ворота


Вот такая вот прогулка получилась, всё написанное- это мои предположения, сделанные на основе карт. Было бы интересно услышать ещё какие-то версии существования подъездного пути на фабрику Рабенека

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
А что вот это за соединение с основным ходом железной дороги? Ведь Фрязинская ветка была тупиковой аж до 1967 года. - Ну так с главным-то ходом фрязинская ветка соединялась - а иначе какой в ней смысл, в плане перевозки грузов???

То есть грузы на главный ход доставлялись, а пассажиры нет? Странно, что же мешало пассажиров так возить сразу? Или электросети не было?


Грузы естественно доставлялись, железная дорога для них и строилась :) Электрифицировали в 1949 году, именно под электрички, а то, что они изначально до Болшево ходили - так сколько в Подмосковье таких веток было, с изолированным движением? Панки - Дзержинский, Нахабино - Павловская Слобода. Фрязинской ветке, в этом отношении, повезло, что пассажиропоток на ней был такой, что решили прямые московские электрички пустить в 1967.

Примечательно, что с основным ходом у этой ветке на карте 27-го года два соединения, а не один, как сейчас


Я тебе больше расскажу: вот в этом месте, ещё года четыре назад, явственно была видна насыпь, которая шла чётко по прямой, как продолжение пути от Болшево. Сейчас там коттеджик построили прямо на ней, и насыпь срыли. А у меня вот мысль: не было ли там ещё какого-то пути, более раннего? Я эту насыпь даже фотографировал.

Кстати, на карте 27-го года путь примерно так и идёт: уходит на фабрику не пересекая Московскую улицу, а на карте 68-го уже пересекает

Так что там история богатая.

Меня вот больше интересует, как этот путь пересекал линию Мытищи - Болшево. Неужели в одном уровне?

Edited at 2017-11-21 05:57 pm (UTC)

На карте выглядит как глухое пересечение. Тоже об этом задумался, но мне кажется, это картографы не стали заморачиваться с линиями

Тоже так думаю. Скорее всего, конфигурация была такой, как и в нынешнее время - линия с юга примыкала к западной горловине Болшево.

Ввиду этого исключительного события мы с отцом в выходной тогда специально проехали на электричке из Мытищ до Фрязино и обратно. Запомнилось!

Здорово! Расскажете при случае? :)

Просто сели на фрязинскую электричку в Мытищах, приехали, вышли на платформу, постояли, сели в тот же поезд, поехали обратно. Всё )) Запомнил во Фрязино только озеро около станции. Я вырос около ж/д и был немного фанат ж/д, поэтому тогда мне всё показалось круто, получил от поездки полное мальчишеское удовольствие. Потом, уже в первой половине 1980-х часто ездил во Фрязино в командировки. Очень удивляли тогда "загогулины", которые электричка выписывала на пути во Фрязино. Теперь, благодаря и Вашим публикациям, понимаю как такой путь сложился.

Понятно, спасибо :)

Расскажите, как время будет. Было интересно

Надо же, даже вполне заметные следы от ветки остались.

Сам не ожидал такого

  • 1